Натуральная косметика: миф или реальность? Расследование, обзор брендов

Отвечаем на вопросы: может ли быть косметика натуральной? Как определить степень «натуральности»? Обозреваем современную индустрию красоты. 

BodyShop: красота по-русски 

BodyShop – одна из первых компаний, появившихся на «натуральной нише» в Европе. После ошеломляющего успеха бизнесмены ясно поняли, что работы в этом сегменте хоть отбавляй, к тому же и доходы обещали быть весьма немалыми. В связи с чем, компании по производству натуральной косметики стали плодиться как грибы после дождя. Инициатива была подхвачена, волна распространилась по континенту и не обошла Россию, куда смекалистый француз Мегрелис и завез первую натуральную косметику. 

К сожалению, BodyShop не смог оказать поддержку Мегрелису, который хотел вывести в Россию косметику именно данной марки. Но Николас не растерялся и создал сеть магазинов, в которых продавались косметические средства множества зарубежных брендов из самых различных стран. А называлось это все «Для душа и души». Первый магазин компании открылся в столице, на Чистых Прудах. 

Сейчас подобных магазинов уже более 220, в каждом из них представлено более 150 видов товаров: средства для мытья, бани и сауны, косметика по уходу за лицом, телом, аксессуары для банных дней, а также декоративные товары для дома. 

С тех пор многое изменилось – в России начали работать более 20-ти различных брендов, к примеру, итальянская Arcadia, тот же BodyShop, а также Lush, L'Occitane и другие. 

Обзор современного «натурального» рынка 

  • «Чистота Веков» работает над реализацией сирийского мыла («Зейтун», «Кесаб»), сделанного вручную, а также предлагает своим покупателям натуральные гигиенические средства. 
  • «Рижская мыловаренная мануфактура» является представителем RIGA SOAP MANUFACTURE – производителя ароматического мыла, шариков, молочка и солей для ванн. Помимо этого компания продает массажные масла и кремы.
  •  Около пяти лет назад на наш рынок вышла компания Fresh Line. Ею начал заниматься Дмитрий Будаков, который владеет супермаркетами Spar. Специально для российских магазинчиков Fresh Line открыли собственную российскую компанию «Крит Лайн». На данный момент насчитывается порядка 12-ти магазинов.
  • «Мыльное королевство» – сеть модных бутиков, торгующая натуральным мылом компании из США – The Royal Soap.
  • «Ботаникус» – российское предприятие, пару лет назад подписало договор с сетью магазинов BOTANICUS, которая ныне представляем продукцию, выпускаемую компанией Botanicus spol. s.r.o. (Чехия). Чешская фирма уже много лет (более 15-ти) разрабатывает и реализует высококачественное фруктовое мыло, растительную косметику, масла, а также ароматические средства. Отметим, что продукция делается вручную на одном из частных фермерских хозяйств в Южной Богемии.
  • Достойным конкурентом Botanicus является Manufaktura, которая больше специализируется на выпуске косметической продукции. Натуральная косметика распространяется российской «СПА Традишнс». В различных городах открыто более 20 магазинов производителя, в ассортименте бальзамы для губ, крема, мыло, масла для массажа, соли, аксессуары для душа и бани. Со временем чешская компания стала выделять российский рынок как одно из приоритетнейших направлений деятельности.
  • Но с чехами еще не все. Помимо «Мануфактры» и «Ботаникуса», на рынке присутствует мыловаренная фабрика Labo Ziepju Darbnica. Лицом данной компании в России является «Фабрика хорошего мыла». В ассортименте компании только натуральные косметические средства для мытья – мыло, ароматические шарики, молочко и соль для ванн. 

Как видим, зарубежных компаний, предлагающих свою продукцию, довольно много. Но что же с российским предприятиями? Оказывается, что отечественные производители выводить свою продукцию на наш рынок пока что не торопятся. Это еще более удручает, поскольку компаний, специализирующихся на выпуске косметических средств, насчитывается более 500 (есть также магазины в Уфе). Выделим имена гигантов – «Гиттин», «Свонри», «Живой источник», «Народные промыслы» и другие. Эти компании довольно известны в определенной нише, однако, пока что они довольствуются лишь оптовыми продажами. 

Исключением являются единицы, к примеру, компания «Голденглори», которая поставляет в салоны красоты расходные материалы и профкосметику. Немногим ранее компания организовывала импорт натурального мыла из Европы, которое считалось скорее подарочно сувенирной продукцией. Однако со временем это направление стало ведущим в деятельности производителя. 

Натуральная косметика: преимущества и недостатки 

Наверное, вы догадываетесь, что натуральной косметики, впрочем, как и волшебства, не существует. Но для начала необходимо определиться с тем, что же такое натуральная косметика. 

Итак, любое косметическое средство всегда состоит из основы, активных ингредиентов, эмульгаторов консерваторов, ароматизаторов и красителей. Что же из них можно заменить природным компонентом, а что в принципе незаменимо? 

Основа, в принципе может быть переработана, в частности, поддаются замене различные природные экстракты (ромашки, шалфея, масла и пр.). Обычно это самая натуральная по составу часть косметического продукта. Здесь претензий нет. 

Эмульгаторы – вещества, способствующие превращению одних средств в другие. Данные компоненты помогают «замешать» все продукты в однородный состав. В растительной косметике предпочтение отдается использованию растительных масел и животного жира. Первые получают путем добычи из плодов и семян растений, а вторые – добываются химическим путем, но из натуральных компонентов. Примерами животных жиров могут быть пчелиный воск, вещество из позвонков кашалота, ланолин, добываемый из овечьей шерсти. 

Естественно, все это проще заменить на искусственные ингредиенты, однако натуральная косметика на то и натуральная. Соответственно, с улучшением ингредиентов повышается и стоимость такой косметики. 

Активные компоненты также могут быть натуральными – это вполне достижимо. Отметим, что цель активных веществ состоит в решении проблем внешности: будь-то морщины, прыщики и другие «сложности». Заменой синтетическим ингредиентам могут быть травы, эфирные масла, вытяжки из растений. 

Консерванты позволяют не только увеличить срок хранения косметики, но и избавить ее от бактерий и микробов, которые могут проникнуть из воздуха. Заменить данные компоненты весьма сложно, некоторые производители пытаются использовать природные консерванты вроде ромашки, облепихи, чайного дерева, однако, чтобы добиться 100% эффекта, необходимо сделать своего рода «гремучую смесь», то есть смешать в определенных пропорциях десятки разных ингредиентов, а это не всегда хорошо сказывается на косметическом эффекте. Поэтому консерванты чаще всего оставляют синтетическими.